ПРООН/ГЭФ-Минтранс России

Проект ПРООН/ГЭФ — Минтранс России «Сокращение выбросов парниковых
газов от автомобильного транспорта в городах России»

19.12.2016

Деловая электронная газета Бизнес Online, статья "От 30 до 70 рублей: власти Казани подкручивают ценники на парковках"

Стоимость муниципальной парковки в Казани с 1 марта 2017 года станет дифференцированной — от 30 до 70 рублей в час вместо сегодняшних повсеместных 50 рублей в час. Первые 15 минут остаются бесплатными, как и размер штрафа — 2,5 тыс. рублей. Об этом в ходе делового понедельника в исполкоме сообщил глава транспортного комитета исполкома Айдар Абдулхаков. Городские власти позаботились и о новогоднем «прянике» для автовладельцев — с 1 по 8 января 2017 года все муниципальные парковки Казани будут работать в бесплатном режиме.

Автовладельцы встретили муниципальный паркинг и прочие ограничения в штыки, однако сегодня уже с трудом вспоминаешь картину казанского центра трехлетней давности — машины, брошенные в два-три ряда вдоль дорог и на тротуарах. Сейчас средняя загрузка муниципальных парковок составляет 50% и, по мнению специалистов, не должна превышать 80 - 85%, чтобы всегда гарантированно можно было припарковаться. Между тем на улицах Льва Толстого, Театральной, Нужина, площади Свободы загрузка уже достигает критических 95 - 100%. Минимальная загрузка на улицах Галиаскара Камала — 2%, Гаяза Исхаки — 4%, Нариманова — 9%, Михаила Худякова — 5%, Бурхана Шахиди — 11%.

«В таких условиях рекомендовано изменение тарифа как в сторону увеличения, так и понижения», — сказал Абдулхаков, уточнив, что сейчас готовится постановление исполкома о повышении тарифа для наиболее востребованных парковок с 50 рублей в час до 70 рублей в час и, соответственно, снижении до 30 рублей в час — на невостребованных.
«По этому пути пошли и в Москве, где со 2 декабря текущего года на 133 улицах центральной части города увеличена стоимость платной парковки со 120 до 200 рублей в час», — отметил Абдулхаков.

Сегодня уже с трудом вспоминаешь картину казанского центра трехлетней давности — машины, брошенные в два-три ряда вдоль дорог и на тротуарах
«Ценовая политика будет меняться, — взял слово мэр Казани Ильсур Метшин. — Это все в рамках действующего законодательства. Тем самым будет регулироваться наполняемость этих автостоянок. Мы за то, чтобы люди ездили на общественном транспорте, много уделяем внимания его развитию. Будем продолжать расширять муниципальные парковки».

Всего за время работы парковочного пространства в казну Казани поступило 32 млн. рублей, из них 22 млн. рублей — в этом году. Оплата штрафов добавила в казну еще более 35 млн. рублей.

В качестве способа оплаты парковки 60% автолюбителей отдают предпочтение СМС, более 16% — мобильному приложению. Остальные 24% платежей осуществляются через паркоматы. Ожидается, что в следующем году оплата парковки через паркомат не превысит 20% всех транзакций.

В качестве способа оплаты парковки 60% автолюбителей отдают предпочтение СМС
По данным мониторинга на 1 декабря текущего года, каждый третий автолюбитель в Казани (или 107 тыс. человек) хотя бы раз воспользовался услугами муниципальной парковки. Более 30 тыс. автомобилистов пользуются парковками постоянно. Средняя продолжительность парковочной сессии в ноябре составила 57 минут, тогда как в начале реализации проекта — 1 час 24 минуты. «Это говорит об увеличении оборачиваемости парковочных мест почти в полтора раза», — пояснил Абдулхаков.

За 2016 год новые парковки появились на 22 участках — всего 512 машино-мест. Кроме того, 175 платных машино-мест на 8 участках (в границах пилотной зоны у аптек, магазинов, кафе, ресторанов, торговых центров) создано на средства инвесторов. Это торговая сеть «Августина и «Киемнэр», кафе Truffo, «Перекресток Джаза», торговые дома «Муравейник», «Караван». Инвесторы установили за счет собственных средств паркоматы, дорожные знаки, информационные щиты, выполнили разметку, а муниципалитет взял на себя расходы по дальнейшему их обслуживанию.

Зуфар Гаязов положительно оценил опыт сотрудничества с городом: «Безусловно, мы идем на какую-то затратную часть, но в итоге это выигрышно для нас и для гостей, которые хотят поставить машину поближе к ресторану»
Владелец сети «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов в общении с «БИЗНЕС Online» положительно оценил опыт сотрудничества с городом. «Мы такую политику одобряем, она идет не вразрез нашим интересам, — сказал Гаязов. — Безусловно, мы идем на какую-то затратную часть, но в итоге это выигрышно для нас и для гостей, которые хотят поставить машину поближе к ресторану. Тем более что парковка контролируется. В планах есть совместная с городом организация парковок еще у двух наших ресторанов». Гаязов затруднился озвучить сумму затраченных средств и оценить популярность парковки, но сообщил, что парковка пока оплачивается до 21 часа вечера, и напомнил, что ранее малый и средний бизнес попросил город пойти навстречу и снизить ограничение до 20 часов вечера.

Но и это еще не все. В соответствии с требованиями ФИФА в рамках подготовки к ЧМ-2018 по футболу создание муниципальных парковок является одним из главных обязательств. Сформировано предложение по расширению зоны парковок на 1390 машино-мест в границах набережной Казанки, улиц Подлужной, Вишневского, территории Старо-Татарской слободы, улиц Габдуллы Тукая, Сары Садыковой, Нариманова. Ориентировочная стоимость работ составит 35,5 млн. рублей, но источник финансирования этих работ пока не определен.

«В Казани темпы организации парковочного пространства пока ниже, чем в городах, где парковка создавалась позже», — признал Абдулхаков, уточнив, что в 22 городах России на разных стадиях развития находятся аналогичные проекты. В Краснодаре уже создали более 6 тыс. машино-мест, в Туле — более 9 тыс., в Перми — более 3 тысяч.

Общее количество автомобилей, размещенных на парковках, превышает количество оплат в среднем в пять-шесть раз. «Это объясняется тем, что часть автомобилистов оставляют транспортные средства не более чем на 15 минут или являются нарушителями», — констатировал глава транспортного комитета. Статистика показала, что на 50 оплачивающих приходится один неплательщик. «Автохамствующие» стремятся спрятать номера или ставят машины с грязными, нечитаемыми номерами.

Что происходит с контролем? Из-за расширения зоны парковки за последние два года маршруты машин с фотовидеофиксацией нарушений изменились. Интервал их движения вырос до 20 - 22 минут, а с учетом их ремонта, планового техобслуживания, вывода из эксплуатации в связи с ДТП интервал иногда доходил и до 1 часа. «При увеличении интервалов движения количество выявленных нарушений уменьшается примерно в два раза», — сказал Абдулхаков и попросил мэра о покупке дополнительного автомобиля для мониторинга ситуации на парковках.

В первом квартале 2017 года общее количество муниципальных парковочных мест в Казани вырастет на 302 до 2010. Зоны платных парковок появятся на 15 участках в границах улиц Пушкина, Подлужной, Вишневского, Лесгафта, Чехова, Роща Фрунзе, Тихомирнова, а также моста «Миллениум». На эти цели из городского бюджета выделено 6,5 млн. рублей, завершается подготовка конкурсной документации. Кроме того, остается в силе план расширения зоны платной парковки: к 2020 году она дорастет до границ Малого казанского кольца, увеличившись втрое.

«Мы прекрасно понимали, что, вводя платные парковки в центре города, восторга и аплодисментов мы не услышим, — прокомментировал мэр планы по очередному расширению. — Это вынужденная мера, как и ограничения дорожного движения по скорости. Вслед за мировыми городами мы за лучшие практики. Мы внедрили такие проекты, чтобы центр ехал».

В результате комплекса мер по нормализации транспортной ситуации в городе (дорожное строительство, внедрение АСУДД, запрет левых поворотов и движения грузового транспорта в центре, организация муниципальных парковок) пропускная способность основных магистралей, по словам Абдулхакова, увеличилась на 18%, средняя скорость движения — на 5 км/ч.

Напомним, что Казань уже без малого два года живет с платными муниципальными парковками. Впервые они запущены с февраля 2015 года — тогда это было 27 участков улиц, всего появилось 1250 платных мест. Первый этап организации городского парковочного пространства обошелся в 36,4 млн. рублей, взятых в виде кредита из бюджета РТ.

Философия была проста: цена парковки должна быть настолько некомфортной, чтобы автомобилисты предпочитали как можно быстрее освобождать эти места. Так что кроме 50-рублевого тарифа был введен и внушительный штраф для «автохамов», желающих постоять бесплатно. Копий вокруг всего этого было сломано немало. Сначала — в Госсовете РТ, где коммунисты доказывали неподъемность тарифа для автолюбителей. Эту пикировку довольно-таки жестко пресек президент Татарстана Рустам Минниханов. Затем федерация автомобилистов России искала изъяны в самой организации парковок: плохо, мол, что паркоматы не принимают наличные...

Но платный асфальт для машин продолжил расширяться и реформироваться. Летом 2015 года муниципальные паркинги стали бесплатными с 21:00 до 7:00, а также по выходным и праздничным дням. В октябре в работу снова включилась ООН: начали работу по созданию перехватывающих парковок — первая недавно открылась у метро «Козья слобода», откуда разъехались машины сотрудников Энергоуниверситета. В апреле 2016 года исполком увеличил на 43,5% количество платных муниципальных парковочных машино-мест — с первоначальных 1,2 тыс. до 1854 на 22 участках городских дорог. Правда, из-за строительства ТАИФом подземного паркинга у НКЦ «Казань» количество парковочных мест в городе снизилось до 1708 машино-мест. Фактическая средняя загрузка парковок сейчас составляет 50%.

Очевидно, что взятый властями курс — всерьез и надолго. В городской «Стратегии-2030» отмечается, что через 15 лет в Казани будет в 1,5 раза больше машин на тысячу жителей, чем сейчас. Если уже сейчас городские дороги временами не справляются с трафиком, что будет в перспективе, сложно представить. Так что «экономика современного города — это экономика пешехода»: развитый общественный транспорт, запретительные меры для парковки в центре и пр.

Прокомментировать ситуацию «БИЗНЕС Online» попросил экспертов.

Ильдус Янышев — президент союза велосипедистов РТ:

— Земля по определению является товаром, у нее есть свои характеристики — востребованность и т. д. Дифференциация однозначно должна быть. Я заметил, как в некоторых местах людей 50 рублей уже не сильно напрягают, они оставляют автомобили на длительные сроки, а в некоторых местах парковки пустуют, потому что жители не хотят их использовать. В других городах мира стоимость парковки достигает заоблачных высот. Даже не в самых развитых странах по 5 евро в час, в малых европейских городах тоже есть платные парковки. Все зависит от востребованности.

Разговоры о том, что земля в центре города должна всем автовладельцам предоставляться бесплатно, прекратились. Такие настроения потребительские ушли из сознания, теперь нужно привыкать ко второму этапу — земля должна оплачиваться по-разному. Не будет спроса — цена будет падать. Законы рынка здесь все поставят на свои места, не надо им мешать. Если у вас нет денег или вам жалко оплачивать дневную парковку на чужой земле, тогда пользуйтесь общественным транспортом, а лучше — велосипедом!

Юрий Трофименко — завкафедрой техносферной безопасности Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ):

— Для того чтобы платные парковки были эффективными, там должно оставаться 15 процентов свободных мест. Человек должен быть уверен, что если он едет, то обязательно припаркуется, пусть и за деньги. Это регулируется ценой. Методом последовательных приближений устанавливают одну сумму, в итоге все забито, люди не могут припарковаться. Сейчас ввели 70 рублей, посмотрят, будет ли 15 процентов свободно. Если половина мест будет пустых, значит, есть предпосылки снижения цены.

Само расширение зоны платных парковок определяется востребованностью, чтобы люди не делали круги на авто. Городское пространство, конечно, не должно быть бесплатно, весь мир идет в данном направлении. Правда, люди к этому не привыкли, Москва тоже не до конца... Также платные парковки нужны для того, чтобы стимулировать людей пересаживаться на общественный транспорт. Хотя у вас в Казани он так и развит нормально, но всегда есть к чему стремиться.

Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России в РТ:

— На мой взгляд, надо было начинать с низкой цены — 30 рублей, а дальше смотреть по загрузке. Если пользуется спросом парковка, загружается на 100 процентов, тогда можно потихонечку стоимость увеличить, а у нас взяли сразу большую сумму, при этом парковки на 50 процентов не загружены. Ждали, терпели, сейчас решили цены понижать...

Вообще, идем к Москве, где весь центр — зона платной парковки. Ни пяди бесплатной земли, как говорится. Но у москвичей было сразу несколько тарифных сеток в зависимости удаленности от центра, а у нас сетка была единой. Проблема с парковками все равно остается, хоть их и позиционировали как средство борьбы с пробками. Однако они на трафик совершенно не влияют. От того, что машина стоит за деньги, трафик быстрее не движется. Меньше в центр ездить люди не стали. Ищут пути, где машину бросить. Скрывают номера либо снимают их, заклеивают. Очень часто это вижу. Горожане будут отвечать так же, как москвичи, которые начали прятать номера.

Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:

— Платная парковка нарушает две статьи Конституции — статью 27 («Свобода передвижения») и статью 19 («Все равны перед законом, несмотря на социальное и материальное положение»). Получается, тот, у кого есть деньги, может платить, а тот, у кого их нет, уже не сможет парковаться. Это способ набить бюджет, и он серьезно нарушает права граждан. Конечно, это ведь просится. Запрещается ездить без номеров или с заклеенными номерами, а стоять можно и без номеров. Некоторые у нас их просто свинчивают и уходят по делам. Думаю, вас это тоже ждет.

Евгений Горожанин — заведующий казанской школы высшего водительского мастерства:

— Стоимость в 70 рублей, конечно, высока. Бывает, мне приходится ехать в центр на несколько минут, потому что все наши структуры находятся именно там, и платить. 70 рублей в час — достаточно накладно и неприятно, ведь альтернативы платным парковкам нет. Скоро в Казани и во дворе место будет платным... Многие советуют ездить на общественном транспорте, но тогда я, допустим, часть своих функций не смогу выполнить. За час объезжаешь несколько организаций, а машина стоит несколько минут.

Иван Скрябин, Ангелина Головатая
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/332307
 
 
Подписка rss