ПРООН/ГЭФ-Минтранс России

Проект ПРООН/ГЭФ — Минтранс России «Сокращение выбросов парниковых
газов от автомобильного транспорта в городах России»

20.06.2016

Резолюция участников Первого Международного Велоконгресса, состоявшегося в Москве 21-22 апреля 2016 года

Москва, 21-22 апреля 2016 года

Растущие потребности современного человека в перемещениях, рост населения городов, уплотнение застройки, нехватка дорожного пространства, ухудшение экологического состояния окружающей среды из-за транспорта требуют поиска новых, более эффективных решений по обеспечению мобильности населения.
Преимущества использования общественного транспорта все более очевидны – компактность, скорость, регулярный трафик. Однако система транспортного обслуживания не будет комплексной и гармоничной, если забывать о необходимости доставить пассажира от двери к двери, ведь ясно, что наряду с ростом благосостояния населения, именно свобода перемещения, возможность добраться непосредственно до конечного пункта назначения подтолкнули к лавинообразному росту использования личного автомобиля.
В таком крупном городе, как Москва, до 20% автомобильных поездок совершается без пассажиров и на расстояние до 10 км. В городах, где расстояния меньше, доля коротких поездок с одним водителем еще выше.
Есть города, размер которых не превышает 5-7 км, а на улицах транспортные заторы! Очевидно, что потенциал использования велосипедов и малых средств мобильности огромен.  
Стремление увеличить скорость пешеходов, уменьшить габариты автомобиля, снизить транспортные расходы и повысить эффективность индивидуального перемещения приводит к появлению широкого спектра малых транспортных средств – веломобилей, сегвеев, электросамокатов, трициклов, моноциклов и проч.
По характеристикам безопасности и скорости их необходимо выделить в отдельную транспортную группу, требующую специальной среды использования, основой и условием формирования которой может стать повсеместное создание велотранспортной инфраструктуры.
Очень долго малый транспорт в городах был незаслуженно забыт, а экономическая целесообразность его развития оставалась вне поля зрения.
Новые экономические и социальные реалии, достижения в области науки, меняющиеся подходы в урбанистике ставят наше общество перед необходимостью нового отношения к малому транспорту, использованию его возможностей для более эффективного транспортного обслуживания населения, гармоничного развития территорий, экономического процветания нашей страны. Возможно, следует задуматься о создании новой транспортной отрасли в экономике страны, отвечающей новым реалиям.
Ведь обеспечение мобильности за счет взаимного интегрирования общественного массового и малого индивидуального транспорта – новая концепция развития транспортной системы, максимально удовлетворяющая целевым задачам, обозначенным в Транспортной стратегии Российской Федерации: скорость, безопасность, компактность, экологичность, энергоэффективность.
Актуальной тенденцией в России является рост мобильности населения. Классическая модель массового транспортного поведения «дом – работа» сменяется моделью со множеством центров корреспонденций за счет так называемых «третьих мест»: торговые центры, общественные пространства, креативные кластеры, кафе, рестораны и т.п. При этом в общем объеме городских поездок постоянно растет доля поездок на короткие и средние (до 5 км) расстояния. Эта тенденция усиливается по мере роста постиндустриальной экономики и повышения благосостояния населения. Одновременно увеличивается спрос населения на здоровый образ жизни, в т.ч. на использование для деловых и бытовых поездок, а также для активных занятий спортом различных средств немоторизованного передвижения (далее НМП): велосипеды, ролики, сигвеи, моноциклы, скейтборды, лонгборды, лыжи и пр. Развитие велосипедного движения имеет очевидные преимущества экономического характера перед автомобильным: минимизируются затраты на передвижения, сокращается ущерб, связанный с выбросами вредных веществ и транспортным шумом, снижаются потери, связанные с транспортными заторами на улично-дорожных сетях и перегруженностью общественного транспорта.
Как показывает практика, современные транспортные системы городов ориентированы на использование автомобильного и, частично, рельсового транспорта и, поэтому, плохо приспособлены для немоторизованного транспорта. Отсутствует необходимая инфраструктура, не обеспечивается приемлемый уровень безопасности. В итоге во многих случаях города не могут удовлетворить активно растущий спрос на велосипедное передвижение.
Учитывая сказанное и принимая во внимание заслушанные доклады, участники Велоконгресса, отмечают важность:
•    повышения роли национальных, региональных и местных властей в решении проблем комплексного развития систем НМП;
•    учета в градостроительной практике и при принятии решений о застройке и благоустройстве территорий необходимости размещения объектов вело-инфраструктуры (дорожек, велопарковок, сетей проката и пр.);
•    популяризации среди населения  велотранспорта не только как способа проведения активного досуга, но и как экологически чистого, полезного для здоровья и экономичного способа совершения регулярных поездок;
•    единства планирования маршрутов и велоинфраструктуры и проектов создания (реновации) общественных пространств (парков, набережных, пешеходных улиц, площадей, креативных кластеров и т.п.);
•    активного внедрения информационных сетевых технологий для увеличения количества пользователей велосипедным и другими немоторизованными видами транспорта;
•    интеграции велоинфраструктуры в интермодальные транспортные системы, в первую очередь в сеть общественного транспорта;
•    повышения безопасности велосипедного движения.
Участники Велоконгресса считают необходимым:
•    продолжить формирование современных законодательных и нормативных правовых основ интеграции велоинфраструктуры в систему транспортного планирования и градостроительного проектирования;
•    продолжить усилия по включению организации планирования, проектирования, строительства и эксплуатации велоинфраструктуры в функции региональных и муниципальных органов власти;
•    осуществлять всемерную поддержку инициатив общественных движений и местных сообществ по развитию велодвижения;
•    обеспечить координацию и систематизацию на международном и национальном уровнях научных исследований и разработок в области велоинфраструктуры, способствующих реализации «зелёной и здоровой» мобильности;
•    предусмотреть в составе программы подготовки кадров по транспортным специальностям вопросы устойчивого транспортного планирования, планирования мобильности», организации и планирования систем велосипедной инфраструктуры,
•    активнее использовать возможности адекватного финансирования работ по развитию велотранспортного сектора, включая государственные и смешанные источники (например, ГЧП);
Участники Велоконгресса призывают федеральные министерства, департаменты, отделы и органы управления в сферах транспорта, здравоохранения, охраны окружающей среды и городского и территориального планирования Российской Федерации:
•    активизировать роль уполномоченных органов власти федерального, регионального, муниципального уровней в области охраны окружающей среды и здоровья населения в обсуждении инициатив по повышению экологичности транспортного сектора;
•    способствовать активному вовлечению органов управления транспортом и органов, ответственных за городское, территориальные и транспортное планирование, в соответствующие мероприятия на международном, федеральном, межрегиональном уровне;
•    обеспечить поддержку проведения исследований и разработок в области прогноза развития систем велоинфраструктуры;
•    разработать национальные планы по развитию систем велосипедного движения;
•    выработать критерии и систему оценки для создания общенационального рейтинга городов Российской Федерации, ориентированных на развитие немоторизованных видов передвижения и поддержки различных велосообществ.
и призывают местные органы власти:
•    придать приоритетное значение вопросам эффективного планирования и организации систем велосипедного движения и НМП;
•    активнее внедрять передовой международный опыт организации систем велотранспортной инфраструктуры;
•    создавать безопасную среду обитания в городах, развитую и доступную (в т.ч. для маломобильных групп населения) инфраструктуру для немоторизованных видов транспорта;
рассмотреть возможности инвестирования в развитие системы велосипедного движения и общественных пространств в городах России для обеспечения их конкурентоспособности и повышения качества городской среды обитания.


 
 
Подписка rss